Anton's Weblog

Another roof, another proof.

Андреас Гурски

12 ноября на аукционе «Кристис» за рекордные 4,3 млн. долларов была продана фотография Рейн II Андреаса Гурски.

Рейн II, 1999

Один из предыдущих рекордов также принадлежал ему. В 2007 году 99 центов на «Сотбис» оценили в 3,3 млн.

99 центов, 1999

Про Гурски пишут много и на разных языках, потому что в свои 56 он уже давно стал классиком. Если бы передо мной стояла задача в одной фотографии выразить его творчество, то я остановился бы именно на последней работе. Продолжая традицию своих учителей, четы Бехер, он изображает урбанизм и его плоды во всей красоте на фантастически детальных полотнах, размеры которых исчисляются в метрах. Вертолеты, подъемные краны, дорогая техника — хорошо оплачиваемый художник может позволить себе необходимые для работы инструменты. Гурски называют монументалистом, а его фотографии сравнивают с полотнами величайших художников.

Глядя на работы Гурски, стоит задать себе хотя бы три вопроса: как, что и зачем? На первый вопрос очень тяжело дать ответ, потому что «так не бывает». Слишком идеально, слишком неестественно. Если сразу это не очевидно, то стоит  увидеть людей в его изображении.

Кувейтская Биржа, 2007

Впрочем, сам автор признается, что активно пользуется достижениями современной техники и коллажем. «Мне не нравится, если изображение выглядит полностью сюрреальным. Даже если я делаю монтаж, я не хочу, чтобы это бросалось в глаза». Все работы Гурски сотканы из лоскутков реальности, причем очень искусно. В коммерческом плане он в первую очередь первоклассный мастер, а уже потом — художник.

Творения Гурски похожи на огромные муравейники. Будь на них мусор, люди, товары с распродажи, балконы, окна или же просто расчерченная дорогами земля, они смотрятся одинаково бездушными и пустыми. Если экзистенциалисты пытались понять, что же делать «человеку, брошенному Богом», то Гурски всем своим творчеством объясняет, что людей нужно расставить в хаотичном идеальном порядке, словно солдатиков, и начисто лишить их чувств и движения. И если Ника Самофракийская рвется вперед всем своим нутром, то питстоп у Гурски оказывается статичнее египетских пирамид.

Ф1 Питстоп I, 2007

Ф1 Питстоп I, фрагмент, 2007

Супруги Бехер годами исследовали заброшенные предприятия в поисках совершенной формы, заполняя содержание пустотой. Работы Гурски причисляют чуть ли не к обличающим урбанизм и общество потребления. Форма для него всегда означала узор или шаблон, да и содержание присутствует, но вот осознанно ли?

Сомневаться в мастерстве Гурски даже не стоит. Уже в уменьшенном размере его фотографии завораживают, остается лишь представить их увеличенными в десятки раз. Гурски обладает замечательным чутьем и воображением, собираяя по кусочкам свои дорогостоящие «картины», которые находятся в лучших коллекциях мира. Но несмотря на все это, меня никак не покидает странное чувство, что моторчиком в его голове служат не острые проблемы урбанизации, а какой-то вид того, что психиатры называют компульсивным поведением. Слишком уж маниакальна его страсть к деталям и порядку. И если в аутизме заподозрить Гурски тяжело, то синдром Аспергера вполне имеет право на существование. И вот тогда среди всех сотворенных муравейников его немного угрюмый и простой Рейн и вправду оказывается чем-то запредельно чистым и понятным.

P.S. Продается работа 2009 года. Стартовая цена — 50 тыс. долларов.

Поле, Франция, 2009

Advertisements

Written by Anton Fonarev

14/11/2011 at 17:19

Posted in Art, Photography

%d bloggers like this: