Anton's Weblog

Another roof, another proof.

Remarques II

А так – все идет, скучно в Москве и дождливо в Крыму…
(А. Васильев)

Очередной визит в Гренобль подходит к концу. В этот раз я был на «молодежной» конференции со странным названием, которое переводится, как «Алгебраическая Геометрия на Свободе». Дальше следуют случайные наблюдения и заметки.

Велосипедное

Как обычно, я арендовал велосипед. Несколько дней назад, обсуждая возможный поход в горы, я признался, что не очень люблю данное занятие и, если и хожу, то почему-то именно в Испании и исключительно один, на что последовал вопрос коллеги: «Почему же ты ездишь на велосипеде, если предпочитаешь сидеть на веранде и читать книжку?» Пришлось честно ответить, что для меня это что-то вроде спортзала. Наличие абонемента для многих является мотивацией к занятию спортом.

Что я могу сказать… За прошедшие полгода местные жители нормально (читать «по правилам») управлять велосипедом не научились. Тем забавнее было обнаружить в центре города учреждение под названием «велосипедная школа». Зато научился водить я: подрезав в воскресенье автомобиль, яростно вступил в короткую и вялую перепалку с водителем, которая закончилась полным признанием неправоты с его стороны и взаимным пожеланием хорошего дня.

К списку идиотских аварий добавились две. Первая произошла, когда я опрометчиво признал сосновую ветку достаточно молодой, чтобы проехать сквозь нее. Ветка оказалась крепкой и отпружинила меня назад, словно рогатка — снаряд. Прямо как в мультике! Вторую коротко можно описать так: «Антон въехал сзади в неожиданно остановившийся на светофоре трамвай». Тем самым, Антон выяснил, что трамваи все-таки подчиняются некоторым правилам дорожного движения, в отличие от велосипедов.

Тем временем, виртуозность местных «сиклистов» растет с каждым визитом. Один из новейших трюков: молодой человек везет на багажнике девушку, которая сидит вполоборота и катит за собой чемодан на колесиках. Напоминает сцену из французской романтической комедии. Правда, девушка кроет в этот момент пятиэтажным матом кого-то по телефону (кажется, она опаздывает). Становится ясно, почему в такие моменты в фильмах звучит незатейливая музыка.

Математическое

Среди молодых коллег царит какое-то безобразие. Например, имеются очевидные перемены с внешней стороны. Часть народу располнело, у некоторых стали толще линзы в очках. У кого-то шутки стали совсем невыносимыми. К слову, некоторые стали «более лучше одеваться»! Без сарказма, очень приятно.

Впрочем, есть вещи, которые не меняются. Так, приятно повидать своих уже хороших знакомых и обнаружить местную кофеварку в целости и сохранности. Или же, если в группе становится больше одного итальянца, они переходят на итальянский. И так далее…

С научной точки зрения немного пугает круг задач, которыми народ занимается. Либо какие-то совсем частные вопросы про пространства модулей, либо вообще что-то невразумительное. Обставлено неимоверно помпезно, в духе развитого капитализма, но я бы «не дал» (денег, конечно). Конечно, есть и интересные вещи. Сначала я делал поправку на собственные радикальные взгляды, но вскоре выяснил, что более толерантные друзья осторожно, но разделяют мое мнение.

Следующее сборище данной группировки будет в Стокгольме. Невозможно не порадоваться!

Город

Я первый раз в Гренобле летом. Полностью подтвердились рассказы про местный климат: летом действительно жарко. Стоит упомянуть, что город со всех сторон окружили горы. Пару раз пролилось, но солнце возвращается быстро и палит так, что хочется либо в тень, либо на побережье.

Были обнаружены два замечательных новых ресторана (благодарность моему другу-гурману и организатору по совместительству Ролану). В одном наличествуют очень достойные мидии, в другом — утиное филе под малиновым соусом. В последнем же обнаружились достаточно хорошо приготовленные улитки. Остается надеяться, что все это не прошло даром, и мои утерянные два килограмма закрались обратно через ротовое отверстие (простите за медицинские подробности).

Обычно я оказываюсь в Гренобле в районе «праздника света», который проходит в Лионе. Это такое мероприятие, когда весь народ выходит на улицы, есть, пьет горячее вино и смотрит на всякие световые шоу, которые проходят повсюду. Еще люди выставляют на подоконники свечи на всю ночь. Прекрасное зрелище.

В этот раз уже в самом Гренобле прошел «праздник музыки». Как его охарактеризовал уже упомянутый Ролан, разрешено шуметь до часу ночи, разные люди на улице играют всякую музыку: кто-то из них очень плох, кто-то получше. Электронщики в центре были ужасны, играющие джаз — местами неплохи. Мы ужинали недалеко от депрессивной группы (такой утяжеленный Pink Floyd), которые играли хорошо и очень громко. Примерно так пел Дениска. Правда, потом пришел, видимо, опоздавший вокалист. Лучше бы не приходил.

Главный итог праздника: какие-то милые люди изнасиловали оставленный рядом с университетом арендованный велосипед. Канули €120 залога в никуда (повреждений было на большую сумму, но это потолок моей ответственности). С другой стороны, изнасиловали не меня, можно порадоваться.

Раздумья

Период моей адаптации к Греноблю заканчивается примерно на четвертый-пятый день. За ним следует необыкновенный творческий (научный) прилив сил, который вскоре обрывается отъездом. Кажется очень вероятным, что если приехать сюда хотя бы на месяц, то можно поналомать достаточно дров.

Когда думаешь об этом, каждый раз становится грустно. Когда называешь свою стипендию зарубежным коллегам-знакомым, становится грустно. Когда суммируешь все доходы от математики и сравниваешь с местными стипендиями, становится грустно. Когда становится очень грустно, начинаешь злиться. Потому что можно либо пытаться убедить себя в том, что твое занятие не заслуживает достойной финансовой поддержки, либо грустить. Грустить долго вредно, злиться — тоже. Быстро отвлекаешься, но регулярно возвращаешься к тем же мыслям.

Я очень доволен тем, что у меня есть в Москве. На данном этапе уезжать поздно, нет смысла и не хочется. Возможно, стоило уехать три года назад в Париж. Тогда несколько вещей меня остановили. Правильный ли я сделал выбор? Да черт его знает! Это тот случай, когда решение, пассивное на первый взгляд, «остаться» столь же активно, сколь «ехать». Рад ли я этому решению? Наверное, рад. Счастлив ли я сегодня? Безусловно счастлив. Повлияло ли то решение на мою жизнь? Больше, чем может показаться. Сделал бы я другой выбор, если отыграть все назад?..

Упущенных побед немало,
Одержанных побед немного,
Но если можно бы сначала
Жизнь эту вымолить у Бога,
Хотелось бы чтоб было снова
Упущенных побед немало,
Одержанных побед немного.

1975

Капитан покидает корабль последним, подводную лодку не покидает никто. Важно то, что у нас есть, важны люди, важно то, что мы любим. Как там было у Дениски?..

<…> Особенно я люблю петь и всегда пою очень громко.
<…>
Я люблю гостей.
<…>
Я люблю посмеяться… Иногда мне нисколько не хочется смеяться, но я себя заставляю, выдавливаю из себя смех — смотришь, через пять минут и вправду становится смешно.
<…>
Я люблю ходить в зоопарк! Там чудесные слоны. И есть один слоненок. Когда мы будем жить просторней, мы купим слоненка. Я выстрою ему гараж.
<…>
Люблю ходить в кафе – есть мороженое и запивать его газированной водой. От нее колет в носу и слезы выступают на глазах.
<…>
Я много чего люблю!

Written by Anton Fonarev

22/06/2012 at 20:24